Взаимоотношения со сверстниками
В подростковый период развития особое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. Какими они будут, во многом зависит от адекватности самооценки, самокритичности самого подростка и его доброжелательности по отношению к другим людям.
Переработанная нами методика Ф. Фидлера позволяет замерять как особенности самооценки, так и коммуникативные установки индивида, умение разбираться в людях и отношение к ним. Методику Ф. Фидлера перевели в середине 70-х годов прошлого века и стали использовать в отечественной психологии Ю.Н. Емельянов и А.А. Русалинова, далее с ней работали И.П. Волков, СП. Безносов, С.Л. Братченко и еще ряд исследователей. Однако как на Западе, так и у нас она не получила широкого распространения из-за громоздкости обработки, при весьма ограниченных и неоднозначных интерпретациях итоговых результатов.
Используя развивающий детский коврик (например, от www.zunzun.ru), можно не беспокоиться о безопасности детей при выполнении простейших физических упражнений. Играя с другими ребятами на ковриках, ребенок не только развивает собственную гимнастику, но и учится взаимодействию друг с другом.
Мы переработали шкалы методики и существенно увеличили количество параметров, о которых можно делать достаточно надежные выводы, что расширило ее возможности. Проблемы обработки сегодня легко преодолеваются использованием компьютерной программы. Предлагаемый вариант методики позволяет выявить пять (кроме предложенных Ф. Фидлером функциональной и эмоциональной) коммуникативных установок: доброжелательность, скепсис, негативизм, всеприятие и самоуничижение; а также такие параметры, как умение разбираться в людях, степень объективности при их оценке, самокритичность, адекватность самооценки, типы самоидентификации и самозащиты.
К самокритичному человеку, имеющему доброжелательную установку, объективно оценивающему других, хорошо относятся все окружающие его люди, легко идут с ним на контакт, с удовольствием поддерживают отношения. Во всех остальных случаях у подростка возникают разнообразные проблемы в общении как со сверстниками, так и с другими людьми.
Мы также используем в диагностическом комплексе проективные методики (цветовой тест Люшера, рисунок дерева), так как они занимают мало времени и дают дополнительную индивидуализированную информацию о подростке. Для оценки нейро-динамических особенностей используется тест Тулуз-Пьерона (11), который совместно с тестом Люшера дает информацию и о состоянии здоровья учащихся. Мы предлагаем модификацию теста Люшера - цветовой тест эмоциональных состояний (ЦТЭС), который позволяет комплексно оценить различные аспекты школьной адаптации подростков.
Не нашли подходящую информацию? Не беда! Воспользуйтесь поиском на сайте в верхнем правом углу.