Жизненные стереотипы
Важность психических факторов в улучшении условий жизнедеятельности организма непосредственно обусловлена тем очевидным обстоятельством, что часто люди, хорошо понимающие необходимость правильного питания, физической активности и избавления от вредных привычек, тем не менее не могут или не знают, как это сделать.
Учитывая важность психических факторов, а также роль неосознаваемых установок в выборе стратегий жизни, рассмотрим эти вопросы подробнее. Возможности и способы перестройки жизненных привычек и психических установок в нужном направлении часто непосредственно связаны с этими вопросами.
Одним из проявлений субъективной сферы психики человека, обычно неосознаваемой или редко осознаваемой, являются различного рода стереотипные программы психической деятельности. Кратко их называют стереотипами. Стереотипные программы поведения изучались в школе И.П. Павлова, назвавшего их динамическими стереотипами. Анализ этого типа психической деятельности дан в монографии К.В. Судакова.
В лаборатории выдающегося русского физиолога И.П. Павлова динамический стереотип был обнаружен и экспериментально изучен.
Первоначально это понятие использовалось для описания автоматизированного выполнения животным серии условно-рефлекторных действий в ответ на раздражитель — сигнал первого из рефлексов в серии.
Каждое из условно-рефлекторных действий, например, нажатие лапой на педаль при сигнале метронома или приближение к кормушке на световой сигнал, вначале выполнялось после подачи соответствующего этому действию сигнала. После же многократного повторения в эксперименте цепочки сигналов и действий промежуточные сигналы становились ненужными. Первый же сигнал запускал всю цепочку действий, безотносительно — предъявлялись или нет промежуточные сигналы.
Впоследствии понятие динамического стереотипа существенно расширилось. Оно охватывает разнообразные феномены поведения и психики человека, в которых многократно повторенные и закрепленные в памяти двигательные или психические акты выполняются автоматически, без активного участия сознания, без их продумывания и без критического анализа ситуации.
Стереотипы включают не только поведение, направленное во внешнюю среду, но и такие формы психической деятельности, как привычный ход направления мыслей, автоматически возникающих в определенных ситуациях, эмоциональные реакции и др.
Не нашли подходящую информацию? Не беда! Воспользуйтесь поиском на сайте в верхнем правом углу.