Описательное языкознание
Описательное языкознание [или синхронное, синхроническое (от греч. synchronos — 'одновременный')] изучает языки (или отдельные их уровни, определенные языковые факты, явления) по их состоянию на известном этапе развития. Обычно это современное их состояние, реже — состояние предыдущих этапов развития (например: современный русский язык, русский язык второй половины XIX в.). При этом в центре внимания языковедов находятся различные языковые явления, факты, единицы разных уровней языка в их связях и взаимоотношениях, системные взаимоотношения между ними.
В рамках описательного языкознания выделяется сопоставительное языкознание, которое изучает два (реже — более двух) родственных либо неродственных языка в методических целях, для облегчения усвоения материала разных языков, прежде всего неродных по отношению к родному. В прошлом в разных союзных и автономных республиках СССР было широко распространено сопоставительное описание русского языка и разных национальных языков (например, существовали: сопоставительная грамматика русского и украинского языков, сопоставительная грамматика русского и узбекского языков).
Историческое языкознание [или диахронное, диахроническое (от греч. dia — 'через' и chronos — 'время')] изучает языки (различные языковые факты и явления) с точки зрения их изменения и развития (на основе результатов описательного языкознания). При этом в центре внимания исследователей находятся изменения, происходящие в изучаемых языках, т. е. различные языковые процессы. В качестве примера можно привести описание языкового материала, языковых фактов в учебных пособиях по истории русского литературного языка, исторической грамматике русского языка.
Не нашли подходящую информацию? Не беда! Воспользуйтесь поиском на сайте в верхнем правом углу.